Вводная
В законе о медиации нет такого определения, как электронная форма медиации, но это не накладывает ограничения на ее популяризацию и использование электронной формы примирения заинтересованными сторонами по каким-либо гражданским спорам, в том числе, кредитным спорам. Больше того, органы исполнительной власти поддерживают такие практики первопроходцев.
По своей сути, медиация – это бесконфликтный способ урегулирования любых конфликтов и споров (от школьных, до кредитных). Следовательно, если стороны по добровольному и обоюдному согласию решили и договорились об условиях разрешения спора, то задача считается выполненной, если не задевает интересов третьих лиц.
Необходимо отметить, что гражданских споры, к которым относится и кредитный спор, может разрешаться любым законным способом и в любой форме, если на то дали согласие все заинтересованные стороны.
Строго говоря, никто не может запретить «хозяину» денег найти компромисс с должником и согласовать новые условия погашения задолженности или, попросту, простить долг (его часть) своему должнику. Произойти это может при самостоятельном урегулировании сторонами спора/конфликта, либо, с участием посредника (медиатора).
Определение деятельности Фонда
Как справедливо замечено заместителем директора департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Министерства юстиции Российской Федерации (исх. №12-1713/24 от 12.01.2024 А.Г.Бенов), исходя из представленных Фондом «Аксилиум» сведений, речь в электронной версии разрешения вопроса с задолженностью по кредитам и займам идет не о непосредственном проведении процедуры медиации в понимании Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиация), а о применении медиативных технологий во внесудебном урегулировании кредитных споров.
Да, действительно, форма электронной процедуры примирения на web-площадке AUXILIUM не предусматривает участие посредника в качестве медиатора ввиду объективных на то причин:
Важно понимать, что торможение процедуры (при участии медиатора) вызвано громоздкостью ее подготовки и проведения, а человеческий фактор возникает по причине неотъемлемой части примирения — визуального и аудиального контакта сторон, где дополнительным раздражителем может быть и сам медиатор.
Данные факторы становятся барьером, которые, при текущем количестве должников с длительной просрочкой и существующем порядке взыскания, не позволяют в полной мере решить государству задачи регулирования социального поведения, а держателя долга оставляют под гильотиной регулятора.
Кроме того, при очевидной невозможности использовать процедуру примирения с участником "живого" посредника в массовом порядке, рождается потребность держателей долгов населения использовать государственный рычаг - принудительное взыскание. При этом, мировые судьи и судебные пристава испытывают колоссальную нагрузку, превосходящую нормы в 18 раз.
Стоит отметить, что отсутствие «живого» медиатора оставляет организованную Фондом процедуру примирения в рамках правового поля, как в части организации Мировой (медиативной) сделки, так и в части реализации достигнутых условий этой сделки.
Организация электронной процедуры
Необходимо констатировать, что юридическая архитектура процесса урегулирования на web-платформе AUXILIUM основана на неотъемлемых базовых соглашениях и согласиях сторон, где по достижению условий Мирового (медиативного) соглашения данное соглашение принимается сторонами к исполнению добровольно.
Квинтэссенцией сделки является отметка в БКИ и справка об отсутствии задолженности, которая выпускается кредитной организацией (держателем долга) по факту поступления Цены Мирового (медиативного) соглашения от должника на счет кредитной организации посредствам временного электронного платежного средства (ЭПС), работу которого обеспечивает оператор по обработке платежей.
Все пользователи web-платформы проходят пользовательский регламент участника Программы, определяющий взаимоотношения субъектов на медиативной площадке, которые необходимы для проведения процедуры примирения, основанной на принципах процедуры медиации.
Эти шаги опираются на Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ, Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ, а также, на другие нормативные акты профильных министерств и ведомств.
Предполагаемые недостатки традиционной процедуры медиации
Объективный взгляд на процедуру медиации в традиционной форме – с участием посредника, накладывает на заинтересованные стороны ряд ограничений, и делает ее малоосуществимой ввиду наличия конфликта сторон, где посредник не всегда может выступить примирителем, а чаще, является еще одним дополнительных раздражителей при визуальном и аудиальном контакте.
Другой ограничивающий фактор – замедление процедуры при соблюдении регламентов «живой» процедуры, где необходимо соблюдать прописанные правила подготовки, проведения и завершения процедуры.
Альтернативой этому служит электронная версия медиации, где оперативность достигается автоматизацией процесса примирения, а бесконфликтность создается благодаря дистанционной форме процедуры (без аудиального и визуального контакта сторон).
Предварительный вывод
Следуя велению прогресса, который все больше диктует перемещения взаимодействий субъектов в цифровую плоскость, переход медиации в цифровую форму - это вопрос времени.
Отличия электронной формы примирения, построенной на принципах процедуры медиации, от традиционной формы медиации с участием посредника имеет важное отличие — это скорость процедуры и бесконфликтность!
Скорость электронной версии определяет количество решенных проблем, как для самих должников, так и для их кредиторов.
Электронная форма применима только в области кредитных споров или коммунальных споров, где сущность долга определяется его понятной структурой. В других случаях: трудовые конфликты, семейные конфликты, да, действительно не могут обойтись без профессионального посредника, обладающего знаниями в рассматриваемой области, профессиональными навыками медиатора и коммуникатора.
Кроме того, электронная форма исключила человеческий фактор, который может негативно влиять на ход и результат медиативной сделки. В противовес этому отсутствие аудиального и визуального контакта сторон кредитного спора в электронной версии примирения определяет бесконфликтность сделки.
Говоря об участии посредника, необходимо отметить, что навыки коммуникатора не приобретаются за партой, а являются врожденным качеством индивида, которые развиваются в процессе его жизни (практики). На фоне непопулярности медиации поиск профессионального медиатора затруднен. Этот факт ставит новые вызовы для поиска автоматизированных электронных решений.
Взвешивая преимущественные отличия электронной «бесконтактной» версии разрешения кредитных споров, способной обеспечить массовую процедуру, необходимо учесть пользу и для государственных институтов — разгрузка судов и службы судебных приставов. При существующей закредитованности и просрочке на уровне 43% вопрос ввода электронной версии медиации встает во главу угла.
Еще один важный барьер в применении традиционной формы медиации – это отсутствие желания самих медиаторов организовывать и проводить сделки в секторе микрокердитования. Их трудозатраты по организации и проведению процедуры не будут вознаграждены в полной мере по определению. Специфика клиентского сегмента под медиацию на рынке микрокредитования не позволяет квалифицированным медиаторам рассчитывать на заработок. Для получения хоть какого-то экономического плюса необходима практика «на потоке», что не реализуемо в случае непосредственного участия медиатора в разрешении кредитного спора.
Традиционная форма медиации (с участием посредника) - это "линейная форма": медиатор всегда ограничен 24 ч в сутках. Следовательно, электронная версия примирения, с признаками "геометрической прогрессии" в области кредитных споров, определенно, имеет право на жизнь.