Обзор положения дел у коллекторов
Обывателю может ошибочно казаться, что чем больше проблемных долгов, тем «сытнее» себя чувствуют коллекторские агентства. Однако реалии внутри коллекторских компаний совсем другие и руководители взыскателей не столь оптимистичны, так как уже сегодня «латают» кассовые разрывы.
Промежуточные итоги текущего года показывают лавинообразный рост неплатежей. Доля просроченной задолженности бьёт исторические рекорды. В допандемийный период взыскатели гонялись за клиентами, но сейчас количество предложений от кредитных организаций увеличилось в пять-шесть раз. Кредитные организации, включая МФО, испытывают дефицит оборотного капитала и сегодня они рады даже частичному возврату дебиторской задолженности, что вполне себе может поправить финансовые дела.
Снижение качества долговых портфелей влияет на повышение трудозатрат, следовательно, происходит удорожание процесса взыскания, и это неоспоримый факт. Сегодня, во времена неопределённости, себестоимость возврата долгов растет, растет и стоимость коллекторских услуг. Уже близок тот момент, когда услуги коллекторов могут оказаться для кредиторов экономически нецелесообразными.
Причина снижения качества долгового портфеля лежит в снижении доходов населения. Конечно, это тянет за собой падение платежной дисциплины потребителей финансовых услуг. В общем, собирать стало сложнее.
Если еще пару лет назад средняя стоимость покупки безнадежного долга составляла порядка 8% от номинального размера уступаемой задолженности, а операционные расходы составляли 5% от взыскиваемой суммы, то сегодня все поменялось, а именно: стоимость выкупаемых портфелей резко упала, а расходы по взысканию взлетели. Можно предположить, что увеличивающиеся расходы по взысканию компенсируются снижением стоимости выкупаемых долгов, однако, экономику коллекторов вниз ведет увеличивающиеся сроки взыскания.
Опять же, для сравнения, раньше на выполнение работ уходило 3 месяца, в настоящее время взыскание на одного должника перешагнуло порог 6 месяцев и все больше появляется бесперспективных к взысканию долгов. Кроме того, идет рост издержек: аренда, персонал, связь и другие статьи расходов. Буквально, сегодня, чтобы дать результативность, которая была до 2020 года, сегодня нужно потратить на 30% больше. Дополнительно к этим негативным экономическим факторам прибавляется и задержка оплаты самих заказчиков. В погоне за «выживаемостью» некоторые профессиональные коллекторские агентства затеивают «ценовые войны». Стремясь отвоевать долю рынка, коллекторские агентства демпингуют, но демпинг оказывает негативное влияние на весь рынок.
Безусловно, внутренними службами с наплывом долгов кредиторы не справляются и вынужденно все чаще и чаще обращаются к сторонним взыскателям. Рост обращений к коллекторам статус-кво сегодняшней ситуации на долговом рынке, но это нисколько не увеличивает доходы коллекторов.
Что касается покупки долгов: коллекторы, за неимением собственных средств, привлекают заемные средства или используют частные инвестиции, но в столь сложное время найти кредиты на приемлемых условиях вещь мало реализуемая. Именно поэтому предложение сегодня опережает спрос на покупку. Несмотря на то, что ограничений по времени работы с долгами для коллекторов нет, сегодня все чаще взыскатели признают долги неперспективными. Из практики, до признания новым держателем долга бесперспективным уходило от 3 до 5 лет.
Подводя промежуточный итог этого обзора, можно констатировать, что риски взыскателей значительно выросли и это обусловлено несколькими основополагающими факторами: ухудшение экономической ситуации в стране, падение доходов населения и, как следствие, снижение платежной дисциплины. Стоит предположить, что взыскание еще удорожает, а собираемость будет падать.
Специфика коллекторов
Сегодня можно определить несколько типов организаций, применяющих разный подход к сбору долгов:
- Аффилированные организации коммерческими банками.
- Коллекторские агентства, выделившиеся из юридических фирм.
- Коллекторские организации, сотрудничающие с правоохранительными органами.
Первые, почти всегда с большими финансовыми вложениями в бизнес. Несмотря на то, что они эффективны в организации по сбору долгов, но как правило с высокой себестоимостью взыскания. Отличительная особенность сегодняшнего дня – низкая рентабельность. Такие компании занимаются дополнительно еще и покупкой портфелей.
Вторые, как правило, имеют отлаженную систему работы с судами, ФССП. Их цепочка взыскания малозатратная и расходы на взыскание минимальные. Сегодня их не миновала та же проблема, что и первых – увеличение себестоимости взыскания. Такие компании редко пользуются заемными средствами.
Последние, специализируются на сотрудничестве с правоохранительными органами и репутация у них зачастую «подмоченная». Занимаются, как правило, большими долгами и не гнушаются сомнительных методов.
Схемы работы
Сотрудничество коллекторских агентств с контрагентами имеет два варианта:
- Агентская схема – оказание услуг по сбору просроченной задолженности.
- Уступка права требования – обуславливается выкупом задолженности по договору цессии с дисконтом.
Первый вариант оплачивается по факту поступления к контрагенту взысканных средств по заранее оговоренной ставке. Обычно это от 2 до 50% от номинальной суммы долга, где цена зависит объема долгового портфеля, времени просрочки, наличия обеспечения и других вводных. За судебное сопровождение и взаимодействие с ФССП или правоохранительными органами некоторые агентства берут авансовую комиссию. В сотрудничестве по такому варианту контрагенты часто сморят не на размер комиссии, а на реальный размер взыскания. Дело в том, что низкая комиссия не гарантирует снижение расходов, а ведет к снижению прибыльности взыскания и дохода кредитора. Более высокие комиссионные дают коллекторскому агентству возможность более тщательно обрабатывать полученные долги. Это обеспечит больший объем «чистого» взыскания. По агентской схеме, когда срок договора истекает, коллекторы передают реестр обратно кредитору с подробным отчетом о проделанной работе.
Когда мы говорим о покупка долга по договору цессии, тут цена плавает от 0,5 до 8% от номинальной суммы переданной задолженности. В текущий промежуток времени желающих продать долги очень много, но желающих купить их становиться все меньше, так как с финансированием не все так просто. Сегодня доля долгов, передаваемых по договору цессии давно перешагнула порог 50%. Для сравнения, до 2008 года это показатель был на уровне 20%. Сегодня покупка долгов на заемные средства крайне рискованное занятие. В общем и целом, сегодня покупка долгов коллекторами явление редкое, и оно обусловлено не только текущей экономической ситуацией, но и хитросплетениями на устраиваемых торгах. Часто биржа используется совершенно в других целях: на деле торги являются передачей пакета проблемных долгов своим «домашним» коллекторским агентствам с целью подчистить отчетность и снизить регуляторное внимание из-за резервирования. Такие тендеры в реальности не существуют, а схемы применяются, чтобы создать видимость оплаты.
Например, коллекторы брали кредит в том самом банке, который якобы продавал им пакет долгов. Применение подобного рода схем объясняет высокие ставки, по которым уходила задолженность. Если везде считается хорошим результатом продажа банком инвестиционному фонду проблемных потребительских кредитов за 6,5% от суммы долгов в пакете, то в некоторых случаях они уходили по 12%. И без долгих подсчетов ясно, что это экономически не выгодно покупателю.