Третий сектор экономики и социальное партнерство

Как показали исследования, проводившиеся во многих странах, некоммерческие организации в ряде случаев бывают эффективнее государственных учреждений. Таким образом, государству оказывается выгоднее передать средства независимым организациям, чем создавать дополнительные структуры внутри себя для реализации проектов, отвечающим запросу общества.

В передовых странах в третий сектор направляется более 30% расходов государства на социально-культурные нужды и до 50% федеральных расходов на социальное обслуживание, науку и гуманитарные цели.

В общем, можно сказать, что третий сектор объединяет в себе прогрессивные группы общества, которые представляют собой противовес авторитарным тенденциям правительств или консерватизму. Этот сектор объединяет группы активистов и созидателей вокруг базовых ценностей.

Строго говоря, эти группы призваны нивелировать последствия неолиберальной экономической глобализации, которые попрекают принципы равенства, национального самоопределения и социальных выгод внутри общества и между его группами.

При тесном сотрудничестве государственных органов власти и НКО возникает социальное партнерство, участниками которого все чащи становятся коммерческие предприятия, которые, как настоящие патриоты, наравне с коммерческими целями реализуют созидательные цели на благо развития общества и государства.
 

Третий сектор

К этому сектору относятся некоммерческие организации, целью которых не является извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Компании третьего сектора присутствуют на всех уровнях, начиная от местного и до международного.

Такого рода организации создаются для решения проблем, которые ставят определенные группы общества или создаются для воплощения идей той или иной группы. К такого рода группам могут относится и независимые родительские комитеты, и садовые товарищества, и международные медицинские миссии, и глобальные организации по борьбе с бедностью.

Они предлагают своим клиентам услуги, предоставление которых является непривлекательным для коммерческого сектора и нереализуемым в настоящий момент времени для государства.

Третий сектор - альтернатива неповоротливой государственной машине в решении насущных социальныйх задач. Он позволил выделить прогрессивные группы в обществе, представляющие собой противовес более консервативным, авторитарным тенденциям правительств и других секторов, имеющих значительное влияние.

Третий сектор направлен на производство общественных благ.

 

Что такое социальное партнерство

Такой вид партнёрства подразумевает взаимодействие государства с некоммерческими организациями, часто, при участии коммерческих предприятий (Рис.1).

Рис.1 Социальное партнерство

Цель социального партнерства – решение социальных проблем в различных направлениях жизнедеятельности человека и развитие гражданского общества.

Социальное партнерство может осуществляться на федеральном, межрегиональном, территориальном и отраслевом уровнях. Его суть, с одной стороны, заключается в получении государственных ресурсов некоммерческими организациями, а с другой, решением социальных проблем государственной важности «руками» некоммерческого сектора.

Такого рода поддержка предоставляется по трем основным направлениям: законодательному, организационному и экономическому.

Законодательная поддержка на государственном и муниципальном уровне различается авидитетом участия властей, а также соотношением регулирования и контроля деятельности НКО.

Организационная поддержка реализуется на двух уровнях: институциональном и инфраструктурном. На институциональном уровне устанавливаются организационно-правовые формы, а также определяются порядок государственной регистрации, паспортизации, права и ответственность, имущественные отношения, финансирование, членство и т.п. На инфраструктурном создаются необходимые элементы информационной и обслуживающей инфраструктуры.

Экономическая поддержка имеет многообразие форм и может быть как прямая, так и косвенная. Прямое финансирование подразумевает индивидуальный подход и связано с достижением конкретной цели, решением конкретной проблемы, с детальным сопоставлением наличия и потребностей в финансовых средствах. Косвенное финансирование ориентировано, как правило, на некоммерческий сектор в целом или на довольно широкие группы организаций.

Оба способа финансирования негосударственных некоммерческих организаций существенно различаются по своим свойствам. Прямое финансирование подразумевает, например, оплату некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенное финансирование – это предоставление льгот, то есть освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам.

 

Взаимодействие с органами власти

Практика социального партнерства доказывает, что в развитии гражданского общества необходим альянс НКО и государства. Часто НКО не могу развиваться без государственной поддержки, и не несмотря на всю полезность инициативы, которая произрастает от граждан и оформляется НКО, такие инициативы не выходят в свет.

Здесь, с одной стороны, за инициативами НКО всегда стоят человеческие судьбы и их реальные проблемы. С другой стороны, неповоротливая государственная машина понимает необходимость инициатив, но не всегда может оперативно отреагировать на запрос граждан.

Бывает и так, что представители власти недооценивают потенциал НКО и не понимают, как можно использовать инициативу некоммерческой организации в интерьерах государства. Такого рода пассивность на федеральном уровне может быть обусловлена не пониманием потенциального эффекта.

Принципы партнерства определяются сущность общественных организаций и той функцией, которую выполняет НКО. Если говорить о формах социального партнерства, то их можно разделить на две:

  1. НКО получает государственный ресурс взамен на лояльность
  2. НКО получает ресурс и выполняет отдельные функции власти

В первом случае мы имеем дело со сравнительно новым в России типом организаций гражданского сектора (аналитические, образовательные и ресурсные центры). Такие организаций сотрудничают с правительством города через специализированные общественные советы: по социальным проблемам, по вопросам культуры, образования и науки, молодежной политике, по делам женщин и детей, вопросам экономических реформ и собственности.

В свою очередь заинтересованность государственной власти в оказании помощи и поддержки общественному сектору обусловлена тем, что без понимания и заинтересованного участия общественности любая инициатива органов власти изначально обречена на провал.

Вторая группа включает такие виды взаимодействия, при которых государство и НКО имеют партнерские отношения, посредством которых данные субъекты оказывают помощь и поддержку друг другу.

 

Место НКО

Любая инициатива НКО имеет под собой подоплеку - общественный запрос. Если промедлить с реакцией, можно получить социальное возмущение. Если отреагировать вовремя, можно получить инструмент социального регулирования. Вот, как раз НКО и призваны более оперативно реагировать на запросы групп гражданского общества, а государственные власти поддерживать такие инициативы, пока собственных решений у них нет.

НКО – это диагностическая система страны. Именно НКО являются инициаторами социальных инноваций в решение социальных проблем различных групп населения. НКО является наиболее точным и оперативным инструментом диагностирования с корректной обратной связью. Государство всегда опирается на экспертизу некоммерческого сектора, что позволяет достигать оптимальных результатов.

Особою роль играют социально ориентированные НКО, которые компенсирую провалы государственной социальной политики или дисфункции коммерческого сектора.

 

Поиск решений в зоне социального партнерства

Особенность социального партнерства состоит в том, что оно рождается в зонах провалов рынка. Такой провал несет потерю или невозможность формирования условий по улучшению качества жизни той или иной категории граждан.

Например, если спуститься в сегмент микрокредитования населения, то, благодаря развитию технологий, услуга по предоставлению займов доступна из любого уголка России и в любой МФО. Этого нельзя сказать о доступности электронной услуги для дистанционного урегулирования вопроса с накопленными задолженностями в случае, если…

Такая потребность в инструменте оперативного урегулирования накопленной задолженности актуальна сегодня для той категории заемщиков, которые имеют множественные кредитные отношения и находятся в длительной просрочке без возможности исполнить требования кредиторов по объективным причинам.

Казалось бы, декларируя благородные цели МФО, которые действительно являются таковыми в нормальных экономических условиях, где нет давления санкционной политики недружественных государств, МФО не позаботились о вводе альтернативных инструментов урегулирования и потеряли контакт со своими должниками.

Сегодня, когда «новые» условия уже созданы и просрочки растут как «снежный ком», кредиторы вынуждены на ходу искать решения. Думаю, именно по этой причине кредиторы зашли в социальное партнерство с НКО и сегодня стараются понять экономический эффект от партнерства.

Полагаю, что последствия высокорискованных экономических моделей и агрессивного завоевания рынка нельзя было предугадать, так как новые времена рождают новые условия ведения коммерческой деятельности.

Никто не мог смоделировать доподлинно санкционную политику недружественных государств и взвесить последствия затянувшейся конфронтации в геополитическом секторе. При этом, существующие инструменты в реалиях сегодняшнего дня не работают, а новые формы взаимодействия с должниками не успели попасть в обиход отделов по работе с просрочками в МФО и отделами взыскания в ПКО.

Предполагая ситуацию с неплатежами, НКО «Фонд поддержки нуждающихся граждан «Аксилум (Помощь)» с 2022 года зашел в область практических исследований альтернативных форм урегулирования вопросов с задолженностью.

Этот вопрос остро встал уже в период «пандемии» 2020-2022 гг. и был оформлен в виде запроса граждан на решение их проблем с долгами в пост пандемийный период.

Такая ситуация в современных реалиях часто возникает по причине множественных кредитных отношений, в которые заходит тот или иной потребитель финансовых услуг. Однако, чем бы не была обусловлено это положение, ситуация уже создана и ее необходимо оперативно и бесконфликтно решать.

Сделать это можно только в цифровом мире, где взамен эмоциональной атмосфере приходит рациональная. Созданные условия дают равную переговорную позицию и, тем самым, возвращают должников и кредиторов к разрешению вопроса.

Не секрет, что «разговоры о долга» приводят стороны в позицию противостояния. Противостояние – часто это конфликт, который не помогает одним решить свои экономические задачи, а другим мобилизовать силы для погашения накопленной задолженности.

Конфликт на базе кредитных долгов приводит одних к долговой дистимии, а сотрудников отделов по работе с просрочками и отделов взыскания к истощению. Именно от этого длина профессиональной жизни в среднем не превышает 8 месяцев.

Эффект, которого старается добиться НКО «Фонд поддержки нуждавшихся граждан «Аксилиум (Помощь)» от социального партнерства находиться в зоне материального благополучия граждан.

Безусловно, решение вопроса для заемщиков-должников несет за собой положительный экономический эффект и для кредиторов, которые сокращают издержи по бесперспективному взысканию «безнадежных» долгов, сокращают потери при продаже «плохих» долгов и высвобождают обаятельные резервы. Кроме того, решается задача регулирования социального поведения, которая сейчас остро стоит перед властью.

Привлекая в зону социального партнерства микрофинансовые организации и профессиональные коллекторские агентства, Фонд оформил на платформе концепцию равных переговорных позиций для сторон кредитных отношений, чье взаимодействие на этапе глубокой просрочки зашло в тупик в силу особенностей применяемых методологий по взысканию на досудебном этапе.

Тут одна сторона усиливает давление, рискуя получить все более жесткое регулирование их деятельности, другие уходят «в глухую оборону» в надежде «на авось».

 

Положительные примеры социального партнёрства

Начав практические исследования в области альтернативных форм урегулирования задолженности граждан в секторе микрокредитования, сегодня Фонд дал гражданскому обществу цифровую платформу, рожденную в результате социального партнерства, где Фонд оформил запрос общества и стал заказчиком цифровой платформы Auxilium.

Отмечая особенности цифрового решения, нужно указать на то, что оно смогло усилить эффект бесконфликтных форм переговоров, так как платформа исключает в разговоре о долгах основные раздражители - аудиальный и визуальный контакты.

Убрав человеческий фактор и возведя взаимодействие по поиску компромисса на уровень «click», платформа дает равные переговорные позиции для заключения соглашения на базе ст. 415 ГК РФ (Прощение долга).

Конечно, концепция платформы начала работать только благодаря приходу на площадку кредиторов и коммерческих взыскателей. Именно они, участники социально-ориентированной Программы «Жизнь без долгов», смогли расставить приоритеты в своей деятельности, отдав преимущество качеству отношений с потребителем финансовых услуг и проявили лояльность к категории граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и обратились в Фонд за содействием.

Одни из первых, кто поддержал социальное партнерство, было Союз "Микрофинансовый Альянс "Институты развития малого и среднего бизнеса" – крупнейшая в России саморегулируемая организация финансового рынка. Союз объединяет около 70 % всех микрофинансовых организаций, в том числе 70% всех государственных микрофинансовых организаций.

Несколько позже к партнёрству подошла Ассоциация региональных коллекторских агентств (АРКА), куда входит более 100 коллекторских организаций.

Получив широкий круг социальных партнеров, Фонд вышел на следующий этап, который позволяет заявить о своих услугах более широкому кругу потребителей финансовых услуг, которые оказались в статусе «должник» и находятся в поиске решения по выходу из сложившейся ситуации.

Получив широкий круг социальных партнеров, Фонд вышел на следующий этап, который позволяет заявить о своих услугах более широкому кругу потребителей финансовых услуг, которые оказались в статусе «должник» и находятся в поиске решения по выходу из сложившейся ситуации.

С другой стороны, на запрос Фонда зайти в зону социального партнерства откликнулись и региональные органы государственной власти. Так, в июле 2025 года одними из первых, кто проявил заботу о населении и информировал жителей, стали глава администрации Подольской области, администрация Рязанской области, администрация Иркутской области. Пресс-релиз о цифровой платформе Auxilium был опубликован Министерством финансов Нижегородской области. Также, на запрос Фонда об информационной поддержке Программы «Жизнь без долгов» отозвалась публикацией новости администрация города Березники. Администрация города Таганрог тоже не осталась безучастной. Опубликовала информационное сообщение и Администрация города Тамбова.

Не оставили без отклика обращение Президента Фонда «Аксилум (Помощь)» и передали материалы для размещения Администрация Губернатора и правительства Новосибирской области, Администрация города Омска и Администрация Орловской области.

Со стороны кредитных организаций в сектор социального партнерства пошли 11 МФО в статусе МФК и МКК. В пилотный проект вошли и более 10 ПКО (профессиональные коллекторские организации), среди которых есть лидеры рынка.

Рис. 2. Субъекты и объекты взаимодействия в рамках социального партнерства.

Таким образом, возможно, положено начало перспективному социальному партнерству (Рис.2), где благополучателем будут являться простые граждане, несущие непосильное долгвое бремя.

 

Пожелание

В текущий момент времени необходима оперативная реакция государств на запрос о поддержке НКО с явной социально ориентацией. НКО – это проводник и канал обратной связи, который позволит контролировать социальное поведение.

Сегодня следует поддержать инициативы тех организаций, которые смогут снять социальное напряжение и нивелировать последствия санкционной политики.

Нужно осознавать, что личные долги приводят к непопулярным решениям и непредсказуемому поведению, так как атомизируют, маргинализирую и «тушат» патриотизм. Одновременно с этим, кредиторы снимут вероятность издержек по бесперспективному взысканию и сократят прямые потери, которые они несут при продаже долгов.

Электронный инструмент должен являться обязательных каналом коммуникаций между сторонами кредитных отношений. Он позволит снять нагрузку с судебной системы и службы судебных приставов.