Вводная
По своей сути, медиация – это бесконфликтный способ урегулирования любых конфликтов и споров (от школьных, до кредитных). Необходимо отметить, что гражданских споры, к которым относится и кредитный спор, может разрешаться любым законным способом и в любой форме, если на то дали согласие все заинтересованные стороны.
Строго говоря, никто не может запретить «хозяину» денег найти компромисс с должником и согласовать новые условия погашения задолженности на цифровой площадке, которая построена на принципах процедуры медиации и позволяет сторонам кредитных отношений достичь и исполнить условия нового соглашения.
Определение деятельности Фонда
Как справедливо замечено заместителем директора департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Министерства юстиции Российской Федерации (исх. №12-1713/24 от 12.01.2024 А.Г.Бенов), исходя из представленных Фондом «Аксилиум» сведений, речь в электронной версии разрешения вопроса с задолженностью по кредитам и займам идет не о непосредственном проведении процедуры медиации в понимании Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиация), а о применении медиативных технологий во внесудебном урегулировании кредитных споров.
Да, действительно, форма электронной процедуры примирения на web-площадке Auxilium не предусматривает участие посредника в качестве медиатора ввиду объективных на то причин:
- торможение скорости проведения процедуры;
- наличие человеческого фактора.
Данные факторы становятся барьером к применению традиционной формы медиации в массовом порядке, а при текущем количестве должников с длительной просрочкой нужен потоковый инструмент – электронная версия.
Важно понимать, что торможение процедуры (при участии медиатора) вызвано громоздкостью ее подготовки и проведения, а человеческий фактор возникает по причине неотъемлемой части примирения — визуального и аудиального контакта сторон, где дополнительным раздражителем может быть и сам медиатор.
Кроме того, при очевидной невозможности использовать процедуру примирения с участником "живого" посредника в массовом порядке, рождается потребность держателей долгов населения использовать государственный рычаг - принудительное взыскание. При этом, мировые судьи и судебные пристава сегодня испытывают колоссальную нагрузку, превосходящую нормы в десятки раз.
Организация электронной процедуры
Юридическая архитектура процесса урегулирования на web-платформе Auxilium основана на неотъемлемых базовых соглашениях и согласиях сторон. Все пользователи цифровой площадки проходят пользовательский регламент Участника Программы «Жизнь без долгов».
Данный регламент определяет взаимоотношения субъектов на электронной площадке, которые необходимы для проведения процедуры примирения, основанной на принципах процедуры медиации.
По достижению новых условий соглашения по погашению задолженности на базе ст. 415 ГК РФ (Прощение долга), подразумевается, что стороны добровольно исполняют достигнутые условия. Таким образом, квинтэссенцией сделки будет являться уплата должником Цены Соглашения и выпуск кредитором Справки о полном исполнении обязательств заемщиком и прекращении действия договора потребительского займа.
Предварительный вывод
Следуя велению прогресса, который все больше диктует перемещения взаимодействий субъектов в цифровую плоскость, переход медиации в цифровую форму — это вопрос времени.
Отличия электронной формы урегулирования спора, построенной на принципах процедуры медиации, от традиционной формы медиации с участием посредника имеет важное отличие — это скорость процедуры и бесконфликтность!
Бесконфликтность обеспечивается отсутствием аудиального и визуального контактов, а скорость электронной версии определяет количество решенных проблем, как для самих должников, так и для их кредиторов.
Электронная форма может быть применина только в области кредитных или коммунальных споров, где сущность долга определяется его понятной структурой. В других случаях: трудовые конфликты, семейные конфликты, да, действительно не могут обойтись без профессионального посредника, обладающего знаниями в рассматриваемой области, профессиональными навыками медиатора и коммуникатора.
Вообще, говоря об участии посредника, необходимо отметить, что навыки коммуникатора не приобретаются за партой, а являются врожденным качеством индивида, которые развиваются в процессе его жизни (практики). На фоне непопулярности медиации поиск профессионального медиатора затруднен. Этот факт ставит новые вызовы для поиска автоматизированных электронных решений.
Взвешивая преимущественные отличия электронной «бесконтактной» версии разрешения кредитных споров, способной обеспечить массовую процедуру, необходимо учесть пользу и для государственных институтов — разгрузка судов и службы судебных приставов. При существующей закредитованности и просрочке на уровне 43% вопрос ввода электронной версии урегулирования на принципах процедуры медиации встает во главу угла.
Еще один важный барьер в применении традиционной формы медиации – это отсутствие желания самих медиаторов организовывать и проводить сделки в секторе микрокердитования. Их трудозатраты по организации и проведению процедуры не будут вознаграждены в полной мере по определению. Специфика клиентского сегмента под медиацию на рынке микрокредитования не позволяет квалифицированным медиаторам рассчитывать на заработок. Для получения хоть какого-то экономического плюса необходима практика «на потоке», что не реализуемо в случае непосредственного участия медиатора в разрешении кредитного спора.
Традиционная форма медиации (с участием посредника) — это "линейная форма": медиатор всегда ограничен 24 ч в сутках. Следовательно, электронная версия примирения, с признаками "геометрической прогрессии" в области кредитных споров, определенно, имеет право на жизнь.